Заявка мастеру



Политика конфиденциальности

Своей волей и в своем интересе Я даю согласие на обработку, в т.ч. на сбор, систематизацию, накопление, хранение, (уточнение, обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение, моих персональных данных, которые в зависимости от документа (анкета, заявление, форма заявки и т.п.) включают, но не ограничиваются следующими персональными данными: ФИО, дата рождения, пол, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), адрес регистрации или пребывания (фактический адрес проживания), номер контактного телефона, адрес электронной почты, Кировской региональной общественной организации "Вятская гильдия печников и трубочистов", зарегистрированной по адресу: 610035, г. Киров, ул. Чапаева д.7 корп1.

Я согласен(на), что мои персональные данные будут обрабатываться способами, соответствующими целям обработки персональных данных, в т.ч. с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. А так же я согласен(на) с тем, что согласие данное мной в электронной форме на сайте является согласием, полностью отвечающим требованиям законодательства о персональных данных и позволяющим подтвердить факт его получения.

Данное согласие действует с момента подписания настоящего заявления в течение срока предоставления услуг и пяти лет после прекращения указанных услуг. По истечении указанного срока действие настоящего заявления считается продленным на каждые следующие пять лет при отсутствии у нас сведений о его отзыве.

Категории статей
Проектирование печей
Выбор материала
Кладка печей
Эксплуатация печей
Другие статьи

Условия эксплуатации печи.
02 Декабря

Русская печь. Перезагрузка
11 Декабря

Развитие печного дела ХХ века.
02 Декабря

Русская печь. Перезагрузка

11 Декабря
Проектирование печей

Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что общего у этих сказочных героев? Печь! Емеля использовал её как нетривиальное  средство передвижения, Баба-яга мыла-парила-варила в ней непрошенных гостей, а немощный Илья Муромец на печи лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой… И, судя по всему, послужит ещё нам и нашим внукам…

В печку – попариться! 


            Место на печи – самое тёплое в доме, поэтому там всегда находились дети и старики. Родители всегда наказывали своим детям: «Корми деда на печи – сам там будешь!». Печь занимала важную роль в народных верованиях. Считалось, что, будучи вместилищем огня, печь обладала целительной энергией и могла превратить «чужих» людей в «своих»: входя в дом и прикладывая руки к печи, гость проникался домашним теплом и добротой. Да и домовой, языческий хранитель домашнего очага, тоже жил за печкой.

            В печи даже мылись! Правда, не все – только дети да старики. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали всё лишнее – еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи. На стены русской печи плескали водой или разведённым квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Полагалось сидеть в русской печи и потеть. Чтобы не обжечься, печь застилали соломенными ковриками-матами. После бани коврики споласкивались, сушились и сворачивались до следующего раза. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи. Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления.

            Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. А новорождённых детей клали на печку, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребёнка. Лечились не только теплом и огнём печи, но и дымом, окуривая помещения или вдыхая его. Для таких ингаляций пользовались раскалённым кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. При лихорадке заваривали и пили опечину (пережжённую глину). Лечились золой, готовили снадобья из трав.

По-чёрному

 
            Изначально печь была глинобитной и трубы не имела. Поскольку сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара, она «курилась» на малом огне, отчего называлась курной. Топили печь «по-чёрному»: дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене под потолком. Когда печь не топилась, это отверстие затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками. Отсюда и название: волоковое окно.

            Курная печь представляла собой свод с толстыми стенками, установленный на специальном возвышении – опечье. Пространство под сводом называлось духовой камерой, или горнилом. В одном из торцов свода было устроено невысокое отверстие – устье. Через него закладывались дрова в печь, через него же ставилась пища для приготовления. Перед устьем имелась площадка – шесток, выполнявшая функции столика. Дым выходил непосредственно в избу, под потолок, а затем через специальное волоковое окошко – наружу. Печь топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскалёнными углями, которые берегли и хранили в горнушке (небольшом углублении), под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки.

            К началу 17-го века появились первые печные трубы. Выполненные из тёса (тёсаное топором дерево) они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность: кто из нас не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи?

            Чёрные печи часто становились причиной пожара, поэтому Пётр Первый в 1718 году издал указ, запрещающий строительство курных печей и деревянных труб. Впрочем, на дальних сибирских поселениях курные печи строились до конца 19 века. Отчасти это можно объяснить консервативностью патриархального общества, а отчасти тем, что под потолком таких изб можно было прокуривать рыбацкие сети, что удлиняло срок их службы. На смену курной печи пришла печь с дымосборником и трубой.

По-белому


            Русская печь с кирпичной трубой называется «белой», и, соответственно, топят её по-белому. Принцип работы такой печи очень прост. В горниле раскладывают дрова посередине пода и поджигают. Естественно, вьюшка или задвижка во время розжига должна быть открыта. Необходимый для горения дров воздух поступает через нижнюю часть устья печи, а продукты горения и дым, поднимаясь к своду, движутся к верхней части устья. Преодолев порог устья, дымовые газы выходят в зону шестка и уходят в дымосборник и далее в трубу. Когда прогорят дрова, оставшиеся угли выгребают на шесток. Для томления щей, каш угли оставляют в топке и после установки чугунков угли придвигают к ним, распределяя равномерно по кругу, чтобы чугунки разогревались равномерно.

            Под делается с лёгким уклоном, из специального подового кирпича (25х25 см). Передняя стенка топки имеет сводчатое отверстие – чело (или устье). Оно может закрываться съёмной заслонкой.

 

От шестка 


            Печь находилась обычно в углу самой главной комнаты и могла обогревать помещение площадью до тридцати квадратных метров. Фундаментом для русских печей сначала служили хвойные или дубовые толстые брёвна, но из-за их частого возгорания настил стали делать из камня или битых кирпичей. На него клали основание печи, причём материалом служили любые доступные в те времена материалы: глина, камни, древесина. В печке устанавливали «подпечек» – место для печных инструментов и инвентаря.

            При всех неоспоримых достоинствах классическая русская печь имеет ощутимый недостаток – она прогревается только с уровня шестка (шесток – площадка перед устьем печи) . Всё, что находится ниже, остаётся холодным. От этого зимой в избах спали на полатях, а по полу ходили в валенках.          

            Для устранения этой проблемы печи стали делать с подтопком. Внешне такая печь мало отличалась от обычной, но имела плиту в шестке и отдельную топку (подтопок) к ней. Дымоходы от подтопка проходили вдоль одной или нескольких стенок печи. В основном топили подтопок, а при сильных морозах топили ещё и «по-русски». Таким образом, чтобы прогреть печь полностью, приходилось разводить огонь сразу в двух местах – в подтопке и в горниле.

 

Теплушка 


            В 1927 году Наркомзем СССР провёл конкурс на улучшенную конструкцию печи. В результате было разработано несколько проектов, самым удачным из которых стала печь, получившая название «Теплушка» (автор – И.С. Подгородников). Эта печь прогревается равномерно сверху донизу и представляет собой колпак, ограниченный сверху сводом, а снизу – дном печи. Этот колпак разделён подом на верхнюю варочную камеру – горнило и нижнюю, отопительную камеру. По бокам пода имеются отверстия, соединяющие обе камеры. Снизу отопительной камеры начинается дымовая труба, снабженная печной задвижкой. Как и русская печь, «Теплушка» имеет устье, перетрубье (дымосборник над устьем) и вентиляционную задвижку. Выше задвижек две трубы сведены в одну. Кроме того, есть топливник, он расположен в одном из углов печи. Дрова сжигаются в топливнике на колоснике, что обеспечивает печи высокий КПД. При этом устье закрыто заслонкой. Дымовые газы из топливника поднимаются под свод, омывают его и через боковые отверстия в поду попадают в нижнюю камеру. Наиболее холодные из них отсасываются дымовой трубой. При желании печь можно топить и обычным способом, сжигая дрова на поду. «Теплушка» остаётся оптимальной печью для сельского быта.

 

И снова печь!


            Сегодня русская печь и вообще печи переживают второе рождение. Хорошие печники нарасхват, к ним записываются в очередь за два-три месяца. Современные печи хорошо вписываются в комбинированные системы отопления и даже можно их рассматривать  как основной и единственный источник тепла в доме. Печь в современном доме всегда занимает особое место и придает ему своеобразный шарм и уют, несмотря на наличие всех коммуникаций.

 

Все статьи Поделиться: