Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет

ЭУП ЭУП Электронное учебное пособие ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Цель Целью изучения данного раздела является исследование системы регулирования аудиторской деятельности в России, роли аудиторских стандартов, лицензирования и аттестации при осуществлении аудиторской деятельности. Основные задачи: раскрыть порядок регулирования аудиторской деятельности в России; раскрыть содержание и роль аудиторских стандартов в осуществлении аудиторской деятельности; установить необходимость и порядок проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности. Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ Для обеспечения независимости аудита и его принципов компетентности, конфиденциальности и пр. Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В Германии, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В РФ система регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления; в настоящее время преобладает государственное регулирование, но появляются и элементы саморегулирования. К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов РФ. Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют хотя и не являются государственными органами уполномоченные учебно-методические центры УМЦ. К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности; организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ; лицензирование аудиторской деятельности; аккредитация общественных аудиторских организаций; организация системы надзора за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов; установление объема и порядка представления аудиторскими организациями отчетов о своей деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, аккредитованных аудиторских объединений общественных аудиторских организацийучебно-методических центров. Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции: отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров; утверждение единых программ квалификационных экзаменов на аттестат аудитора; утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов; утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий; организацию проверок качества проведения квалификационных экзаменов; извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов; рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов; принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора; назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося на необъективность членов комиссии; выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование; утверждение программ повышения квалификации аудиторов; выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе Минфин РФ организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов общественных аудиторских организацийнаучных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. В составе Совета представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять не менее 51 %. В соответствии со ст. Кроме того, Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определен еще ряд функций и задач Совета. Прежде всего это: изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, организация подготовки информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита; организация и осуществление экспертизы учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации, а также разработка проектов требований по организации процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов; предварительное рассмотрение состава экзаменационных комиссий и результатов экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора включая спорные вопросы ; обобщение опыта и выработка предложений по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня; рассмотрение вопросов, возникающих в процессе лицензирования аудиторской деятельности, и представление предложений по ее совершенствованию; организация и осуществление изучения зарубежного опыта организации аудиторской деятельности. Профессиональные аудиторские организации их роль в регулировании аудиторской деятельности Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации. К первым относится Международная федерация бухгалтеров International Federation of Accountants — IFAC. IFAC создана в 1977 г. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности International Auditing Practice Committee — IAPC. Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов. Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов Federation des Experts Comptables Europeen — EEE. EEE основана в 1987 г. Задачи EEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе. К наиболее известным общероссийским аудиторским организациям относятся: Аудиторская палата России образована в 1995 г. Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объединениями, сходны и в основном сводятся к следующим: содействие развитию экономической науки и внедрению передового опыта в области учета, экономического анализа, аудита; защита и представление интересов своих членов, оказание им помощи в решении бухгалтерских и аудиторских проблем; участие в разработке проектов нормативных актов, стандартов по учету и аудиту; содействие процессу подготовки и повышения квалификации бухгалтерских и аудиторских кадров; обобщение и обмен опытом аудиторской деятельности; формирование и укрепление престижа профессии аудитора. Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская аудиторская палата и другие организации. Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы официально признаны и зарегистрированы Минфином РФ. Аккредитованные аудиторские объединения вправе: разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче и аннулировании аттестатов, о выдаче, приостановлении и аннулировании лицензий на аудиторскую деятельность; самостоятельно, а также по поручению Минфина РФ проводить проверки качества работы аудиторских фирм и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, являющихся членами данного объединения; по итогам проверок применять к виновным меры воздействия или ходатайствовать перед Минфином РФ о применении таких мер; осуществлять иные права, установленные Федеральным законом и определенные Минфином РФ. Порядок аттестации аудиторов Высокая профессиональная компетентность является одним из важнейших принципов аудита. Образовательный ценз: наличие высшего экономического или юридического образования, полученного в российских учебных заведениях, имеющих лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Высшее образование может быть также получено в иностранных учебных заведениях, дипломы которых имеют в РФ юридическую силу. Профессиональный ценз: наличие стажа работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности руководитель, бухгалтер, экономист, специалист аудиторской организации, научный работник или преподаватель по экономическому или юридическому профилю, юрист и т. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, вплоть до погашения снятия судимости в установленном законом порядке. Программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом Минфином РФ. Аттестация проводится по четырем видам аудита по каждому отдельно : общий аудит; аудит бирж, внебюджетных фондов инвестиционных институтов; аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования; аудит банков иных кредитных учреждений. Согласно установленному порядку, лицо, удовлетворяющее требованиям указанных цензов и желающее получить аттестат аудитора, может сдать в Минфин РФ непосредственно или через выбранный претендентом УМЦ документы: заявление, диплом заверенные копиитрудовую книжку заверенные копииквитанцию об оплате, анкетные данные и пр. Заявление и прочие документы рассматриваются в срок, не превышающий один месяц со дня их представления, после чего претендент получает извещение о порядке и сроках проведения квалификационного экзамена либо извещение о недопуске к экзамену например, в случае несоответствия документов установленным требованиям. К сдаче квалификационного экзамена на аттестат аудитора бирж, внебюджетных фондов инвестиционных институтов, а также аудитора страховых организаций и обществ взаимного страхования при этом допускаются только лица, имеющие действующий аттестат на общий аудит. Сдача квалификационного экзамена проводится в любом из УМЦ по выбору претендента. Экзамен можно сдавать без прохождения специальной подготовки. Но большинство претендентов предпочитают перед сдачей экзамена пройти в УМЦ как правило, в том же, где будет проходить экзамен специальную подготовку, которую все УМЦ организуют для желающих. Объем такой подготовки, как правило, составляет не менее 240 часов при очной форме обучения. Квалификационный экзамен проводится в письменной форме по утвержденной программе в течение двух дней. В первый день проводится письменное тестирование. Претенденту предлагаются 50 вопросов, по 10 вопросов из 5 разделов программы: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий финансовый анализаудит. Претендент должен выбрать правильный вариант ответа. Пользование любым источником во время тестирования запрещено. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании, — 100. На тестирование претенденту предоставляется 4 академических часа. Независимо от результатов тестирования на следующий день претендент сдает письменный экзамен по билетам. Каждый билет содержит 5 вопросов из тех же разделов программы. В течение 4 академических часов претендент должен письменно ответить на все 5 вопросов. Во время экзамена пользование любым источником также запрещено. Ответы оцениваются по следующей шкале: отличная оценка — 20 баллов, хорошая — 18 баллов, удовлетворительная — 16, неудовлетворительная — 14. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на письменном экзамене, таким образом, тоже 100. Баллы, полученные на тестировании и на письменном экзамене, складываются. Право на получение квалификационного аттестата обретают претенденты, набравшие по итогам тестирования и письменного экзамена не менее 170 баллов. Результаты экзаменов рассматриваются в двухнедельный срок, после чего в течение месяца со дня принятия решения претенденту выдается аттестат на соответствующий вид аудита. В случае возникновения сомнения в объективности выставленной оценки может быть назначена переэкзаменовка. Аттестат выдается без ограничения срока его действия. После получения квалификационного аттестата аудитор обязан ежегодно начиная со следующего за годом получения аттестата года повышать свою квалификацию путем прохождения обучения в любом из УМЦ по утвержденным Минфином РФ программам. Объем такого ежегодного обучения должен составлять не менее 40 академических часов подтверждается сертификатом УМЦ. Уполномоченный федеральный орган Минфин РФ в некоторых случаях может аннулировать выданный аттестат. Аттестат аннулируется, если Минфином РФ установлено, что: аттестат получен по подложным документам; вступил в силу приговор суда, лишающий подсудимого права в течение определенного срока заниматься аудиторской деятельностью; аудитор в течение двух календарных лет подряд не осуществлял аудиторской деятельности; аудитор нарушает требования о ежегодном повышении квалификации; аудитор подписал аудиторское заключение без проведения проверки; аудитор систематически нарушал требования законодательства РФ или федеральных стандартов аудита; аудитор нарушил принцип конфиденциальности разгласил информацию об операциях проверяемого субъекта, передал третьим лицам его документы или не обеспечил их сохранность ; аудитор нарушил принцип независимости предоставил официальное аудиторское заключение субъекту, с которым он связан имущественными или родственными отношениями, или субъекту, у которого он восстанавливал, вел учет, составлял отчетность не более 3 лет. Аудитор, аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Минфина РФ в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании аттестата. Аудитор, аттестат которого аннулирован вследствие неповышения квалификации или неосуществления аудиторской деятельности, вправе повторно обратиться в Минфин РФ с заявлением о получении аттестата. В остальных случаях повторное обращение в Минфин РФ с таким заявлением допускается только через три года после принятия решения об аннулировании аттестата а в случае приговора суда — по истечении срока, предусмотренного приговором суда. Порядок лицензирования аудиторской деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 29. Лицензия выдается по заявлению соискателя на пять лет. Срок действия лицензии может продлеваться. Соискателем лицензии может быть аттестованный аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторская организация. Аудитор представляет в лицензирующий орган Минфин РФ заявление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетельство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заверенные копии этих документовквитанцию об оплате, справку с места жительства. Аудиторская организация представляет в лицензирующий орган заявление, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет заверенные копиидокумент об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах не менее пяти с приложением их аттестатов или заверенных копий аттестатов, кадровом составе фирмы. При этом учредительные документы аудиторской организации должны соответствовать следующим требованиям: организационно-правовая форма — фирма не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией; уставной капитал не менее 100 МРОТ на дату государственной регистрации аудиторской фирмы ; доля граждан РФ, постоянно проживающих в РФ, должна составлять не менее 50 % кадрового состава фирмы а если руководитель иностранец, — не менее 75 % ; предусмотренные уставом виды деятельности — только аудиторская деятельность и сопутствующие аудиту услуги. Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 3 МРОТ на дату подачи заявления. Лицензирующий орган рассматривает предоставленные документы и в течение 30 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в трехдневный срок уведомить об этом соискателя и выдать лицензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензированного сбора 10 МРОТ. В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата-аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата — аудиторской фирмы лицензиат обязан незамедлительно подать заявление в лицензирующий орган на переоформление лицензии. Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08. К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, например, могут относиться: представление аудиторского заключения без проведения проверки; систематическое нарушение требований законодательных, нормативных актов, федеральных стандартов; уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом; наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов; неквалифицированное проведение аудиторских проверок и оказание сопутствующих услуг; осуществление аудиторской деятельности другого вида, чем указано в лицензии; нарушение принципа конфиденциальности; проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих такую возможность; осуществление предпринимательской деятельности, не связанной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг. Требование лицензирования аудиторской деятельности распространяется только на проведение аудиторских проверок. Большинство сопутствующих услуг консультационные, информационные, постановка, восстановление и ведение учета и др. Но некоторые услуги из числа сопутствующих аудиторские организации могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оценка активов. Осуществление аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем деятельности без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ. Аудиторские стандарты В составе документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место отводится аудиторским стандартам. Их содержание и виды раскрыты в ст. Правила стандарты аудиторской деятельности подразделяются: на федеральные правила стандарты аудиторской деятельности; внутренние правила стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций индивидуальных аудиторов. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам стандартам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил стандартов аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил стандартов аудиторской деятельности. Аудиторские организации индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам стандартам аудиторской деятельности. При этом требования правил стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил стандартов аудиторской деятельности и внутренних правил стандартов аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Аудиторские организации индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами стандартами аудиторской деятельности. Федеральные стандарты утверждены Постановлениями Правительства РФ от 23. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07. С развитием рынка интеграционных процессов в экономике разных стран и в связи с этим превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами на международном уровне занимается Международный комитет аудиторской практики IAPCдействующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров IFAC. Все федеральные стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита. Как отмечалось выше, внутренние аудиторские стандарты подразделяются: на внутренние правила стандарты аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях; внутренние правила стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций. Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, например Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России. Внутренние стандарты аудиторских организаций представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам стандартам аудиторской деятельности. Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует: соблюдению требований федеральных аудиторских правил стандартов ; уменьшению трудоемкости аудиторских проверок; привлечению для проведения аудита аудиторов-ассистентов; увеличению объема выполняемых аудиторских услуг. Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих услуг. Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям: целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность; преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами; полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать; единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах. Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата введения в действие, название и цель стандарта, сфера применения. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации. Сотрудники не должны разглашать сведения внутренних стандартов использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации. Выводы В России преобладает государственное регулирование аудиторской деятельности, но развиваются и элементы саморегулирования. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ. Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место занимают аудиторские стандарты. Правила стандарты аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила стандарты аудиторской деятельности подразделяются: на федеральные правила стандарты аудиторской деятельности; внутренние правила стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях; правила стандарты аудиторских организаций индивидуальных аудиторов. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Вопросы для самопроверки Какой орган осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности в России? Какова роль профессиональных аудиторских организаций в регулировании аудиторской деятельности? В каком документе дано определение правил стандартов аудиторской деятельности? Какие существуют виды правил стандартов аудиторской деятельности? Какой орган утверждает федеральные правила стандарты аудиторской деятельности в РФ? Для чего необходимо проведение аттестации лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью? Какие требования предъявляются к претендентам на получение квалификационного аттестата? Каковы основания для аннулирования квалификационного аттестата? Каков порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности? Каковы основания и порядок аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности? Литература Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил стандартов аудиторской деятельности» от 23. Постановлений Правительства РФ от 04. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов инвестиционных институтов: Учеб. Международные стандарты аудита: Учеб.

Порядок лицензирования аудиторской деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.

добавлено 50 комментария(ев)